воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Восточный новый год в Горно-Алтайске.

Сегодня я хотел съездить в Горно-Алтайск на празднование нового года по восточному лунному календарю, или как это говорится по алтайски - Чага Байрам. Власти республики прикладывают много усилий для создания туристической привлекательности региона, всячески стараются возрождать и поддерживать традиции алтайских народов, и этот праздник не исключение. По информации одного недостоверного источника, праздник должен был состояться 17 февраля, в воскресенье. Но каково же было мое удивление, когда я приехал на место - а там тишина и спокойствие. Город Горно-Алтайск хоть и является административным центром республики, очень не большой, со всех сторон окружен горами, и при народных гуляниях это должно быть слышно ото всюду. Ладно, иду на главную площадь города - площадь Ленина. В городе, к слову сказать, две главные параллельные улицы, так что заблудиться там не возможно. Выхожу на площадь Ленина - а там пусто. Странно, подумал я... И тут вижу растяжку: "Чагаа Байрам, 16 февраля". Вот облом :(
Но раз я стал писать об этом дне в блоге, значит все было не так просто и не так плохо! Но обо всем по порядку.

Раз уж основная часть программы была неожиданно перенесена на вчера, пропускаю ее и иду дальше. Дело было в 13-м часу, поэтому я пошел подкрепиться. Одно из лучших кафе в городе - кафе "Натали", что на ул. Чорос-Гуркина, 32. Уютное кафе, с хорошим обслуживанием, ценами выше среднего, но самое главное с хорошей кухней и бесплатным wi-fi. Кухня здесь русская и европейская, а также появились вездесущие суши. Средний чек при умеренном аппетите 300-400 руб. Пока жду свой заказ, смотрю в интернете информацию по празднику. На одних ресурсах указана дата 17 февраля, на других пишут что "прошел праздник 16 февраля, все было классно и т.п.". Планирую дальнейшие действия: нужно зайти на выставку-продажу народного промысла Алтая "Энчи", находится также на улице Чорос-Гуркина 38, и затем в Эл Музей, или краеведческий музей Республики Алтай. Находится музей все на той же улице.
Хорошо пообедав иду в "Энчи". Но тут меня поджидает очередной облом. Магазин не работает. Это меня сильно удивило, магазин рассчитанный на туристов не работает по воскресеньям... Ну да ладно, второй облом. Уже начал думать чем можно будет заниматься до 18 часов, если и музей будет закрыт.
Хоть здесь мне повезло! Музей открыт!
Здание музея совсем новое, это четырехэтажное здание с современной архитектурой. Дорогая отделка внутри - пол из мрамора, большие деревянные двери, очень просторно. Вход в музей стоит 250 рублей. За эти деньги вы посещаете, по большому счету, сразу 3 музея: краеведческий, исторический, художественный. Если доплатить еще немного, даже разрешат снимать экспонаты на камеру.
Как вы уже заметили, фотографий в этом посте нет. Во-первых, я не стал ничего снимать из-за испорченного настроения от пропущенного праздника, а во-вторых, это даже правильнее, так останется хоть какая-то интрига, интерес увидеть своими глазами то, о чем я напишу.
Первый зал, в который я пошел - был краеведческий. Здесь представлена флора и фауна Горного Алтая, чучела диких животных, бабочки, стенды с рассказами о природе региона, личные вещи ученых и исследователей. В общем для меня интересного здесь ничего не было. В следующем зале - геология Алтая. Вот камушки и минералы я люблю! От горного региона я конечно же ждал более богатой экспозиции. Вся геология Алтая поместилась в одном зале. Стенды с образцами минералов, карты и информационные стенды - все что здесь есть. Минералы потрогать нельзя, все за стеклом. Я такого подхода не разделяю, минерал обязательно нужно держать в руках, чтобы почувствовать его, покрутить и посмотреть как он преломляет свет... Технологии анти-кражи для таких вещей давно уже придуманы, так выставляются телефоны в современных магазинах. Из интересных экспонатов - огромные кристаллы горного хрусталя и кварца. Есть и стенд с обработанными камнями - образцы сувенирной продукции.
В этом же крыле экспонаты древнего животного мира - окаменелости, огромные кости каких-то животных, похожих на лосей.
Если эта часть несколько разочаровала меня, то вот следующий зал потряс до глубины души. Если бы не табличка "Плато Укок", я бы даже не зашел туда - вход в каком-то закоулке, в дверях видно только лестницу на цокольный этаж, на входе сидит тетка. Как только входишь в зал, сразу ощущаешь холод, играет этническая музыка, крики сокола, ты буквально ощущаешь ветры Укока. Полумрак и правильно подобранная музыка создают мистическую, таинственную обстановку. Спускаясь вниз по лестнице ты как-будто попадаешь в загробный мир древних алтайцев, аж мурашки по коже. Собственно этот зал посвящен погребальным традициям древних алтайцев, здесь же будет находится мумия принцессы Укока. Сейчас ее саркофаг затянут тканью, висит датчик температуры и влажности - вот откуда этот холод и особый воздух (15 градусов, 10% влажность, или наоборот :) ). Даже если это случайное совпадение - по созданию атмосферы попали в "яблочко". Еще бы добавить спецэффектов, сабвуффер по-мощнее, чтобы ощущать вибрацию от звукового сопровождения, вот тогда бы это было настоящее шоу с полным погружением. Здесь даже думается по-другому, смотришь на украшения сбруи, и представляешь как сидел древний человек и вырезал их из дерева, о чем он думал тогда... Шикарный зал.
На первом этаже еще немного картин и статуэток, о художественной части музея расскажу чуть позже, а пока что иду на второй этаж, который посвящен истории Республики, с древних времен до настоящих дней. Вот здесь на самом деле как-то совсем не серьезно! Вот представьте себе (а лучше съездите - посмотрите, очень смешно), смотрите вы инсталляцию древний человек, окруженный степями, похоже он на охоте. Это вы должны были бы увидеть, но вот я увидел манекена с европейским лицом, голубоглазого, модельной внешности, одетого в модную меховую шубу на голое тело, стильные штаны заправленные во что-то типа сапог, аксессуары всякие... Витрина бутика, честное слово! На следующем стенде немного лучше, манекену-мужику заменили голову на аутентичную тому времени. На лице напряжение, взгляд в даль, сразу видно, думает мужик, как выжить в этом суровом мире полном опасностей и непредсказуемости. Но нет, все нормально, за спиной стоит жена-модель, с макияжем, укладкой, все как надо, и как будто говорит: "Не переживай так, милый, три мамонта за эту чудесную накидку это совсем не дорого!"
Ок, идем дальше - пещерные люди. Как говорит Задорнов, приготовьтесь! Сидит в пещере у очага европейская семья, современные прически, у женщины макияж... Этакий постапокалиптичский мир, все разрушено, люди вынуждены уйти жить в пещеры... Сзади из-за стены выглядывает радостная дочурка, также ухоженная и опрятная. Чему радуется, не понятно, судя по экспозиции - доедают последнюю рыбешку.
Треть залов второго этажа осмотрена. Следующая часть посвящена советскому периоду истории. Революция, великая отечественная война, восстановление после войны. Есть много интересных экспонатов. Письма с войны писали на маленьких клочках бумажек, поэтому они чем то похожи на наши твиты.
Оставшаяся часть второго этажа посвящена быту и традициям алтайцев до прихода цивилизации. Макеты жилищ, образцы орудий труда, традиционные одежды, шаманская атрибутика.
По музею хожу уже 3 часа, неожиданного долго, уже устал. Решил выйти в атриум, посидеть на балкончике и отдохнуть. На глаза попадает большой плакат, на котором изображен Миллер и наверное глава Республики, жмут друг другу руки, и надпись - поздравляем с открытием музея. Тут весь пазл и сложился. Один из залов, посвященный подаркам от гостей Республики Алтай, наполнен главным образом подарками ОАО "Газпром" на все возможные юбилейные даты, грамоты и сертификаты, благодарственные письма и тому подобное. Как позже выяснилось, в интернете, музей построен также на деньги Газпрома. Довольное лицо Миллера на фотографии как будто говорит, газопроводу через Укок быть! Вот так и продали свое национальное достояние. Денег и сил, конечно, Газпром вбухал в регион немеряно.
Ладно, хватит о политике, идем на 3 этаж. Художественная часть. Здесь у нас картины местных и не очень художников, естественно, главным образом пейзажи красот Алтая. В живописи я не эсперт, поэтому оцениваю произведения по принципу нравится - не нравится. Из всего огромного числа картин понравилось мне всего 2 пейзажа, 1 портрет и пара абстрактных рисунков. Остальное - мазня. Только в этих двух пейзажах я увидел реальную работу автора, множество деталей, а как великолепно показан цвет и свет на картине "Волны Телецкого"!  К сожалению не могу найти ее в интернете.
Большинство картин, выставленных в музее - авторства Чороса-Гуркина. Да, штамповал он их в огромных количествах, отсюда и качество. Может быть я конечно ничего не понимаю в живописи, но по моему мнению настоящее искусство должно быть понятно каждому.
Так прошло 4 часа. Где-то столько, плюс-минул пол-часа, нужно закладывать на посещение музея. И посетить его, не смотря на всю противоречивость, стоит. Здесь каждый найдет то, что ему интересно, что заставит задержаться в каком-то зале по-дольше.
Помимо музея, в Горно-Алтайске есть 2 горнолыжных склона, прямо в черте города. Один на север, другой на юг от города. Склоны весьма хорошие, тот что на севере - с интересным рельефом и большим пространством для катания, тот что на юге - поменьше, широкий и ровный.
Вечером можно сходить в Национальный театр, на площади Ленина.
Вообще все культурные и туристические объекты в Горно-Алтайске находятся в шаговой доступности.
Удачных путешествий!

3 комментария:

  1. Хороший отчет! Молодец, что не растерялся и нашел, как интересно провести время, несмотря на непонятно перенесенный праздник.
    PS: Интересно, все крупные корпорации - такие же меркантильные сволочи, как Газпром?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Музей был в плане мероприятий, но ему отводилось максимум час. Так бы не успел нормально все посмотреть.
      А корпарации есть корпарации, когда они видят еще миллиарды долларов, им нет дела до интересов граждан.

      Удалить
    2. Никогда не понимал и не понимаю, зачем нужно столько бабла?! Чтобы просто жить и жить хорошо - нужно на порядки меньше. Наверно, большие корпорации-монополисты - зло почти всегда.

      Удалить